РЕКЛАМА

 

  Психологическая сущность патриотизма


Размещаемый ниже текст работы не был оплачен недобросовестной заказчицей из г. Сыктывкар.

1.1. Психологическая сущность патриотизма

Патриотизм в научной литературе не имеет однозначного трактования.
В психолого-педагогической литературе понятием "патриотизм" определяется любовь к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языка, культуры и обычаев своего народа. Он проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважении к атрибутам своего государства, его законов.
Понятие патриотизма достаточно объемное и не сводится к одному лишь чувство долга перед Отечеством.
Патриотизм - одна из составляющих нравственного и культурного воспитания, входящей в процесс формирования ощущений, взглядов, убеждений мировоззрения. Патриотизм определяет качества человека и мобилизует ее на труд и подвиг во имя народа, могущество своего государства, на сохранение народного достояния. Патриотизм укрепляет такие качества личности как чувства долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость ко всему отрицательному, непримиримость к несправедливости [9].
Итак, в педагогике патриотизм рассматривается как синтез духовно-политических, гражданских, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему родному краю, в стремлении и умении приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Осознание своей Родины, чувство любви к ней, к человеку приходит не сразу, каждый подходит к этим ощущениям по-своему.
А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев в своей монографии отмечают, что "сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества" [7, с. 46-47].
На данный момент нет определения патриотизма с точки зрения психологии. Единственными исследованиями являются статьи В.А. Кольцовой и В.А. Соснина [15] и Т.В. Пелевина "Роль психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи" [21].
После рождения человек испытывает чувство любви к родителям. С возрастом у него появляется привязанность к друзьям, к своему дому, улицы, села, города. Когда человек набирается опыта и знаний, он осознает свою принадлежность к Отечеству. Таким образом, формируется гражданин, рождается патриот.
Проблема формирования патриотизма всегда занимала одно из ведущих мест в отечественной психологической, педагогической и философской мысли. В современной литературе отмечается, что патриотическое воспитание формирует осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживание за судьбу своего народа, его будущее [23].
Как результат эффективного патриотического воспитания четко формируется патриотизм. Патриотизм проявляется в практической деятельности, направленной на всестороннее развитие своей страны, защиту ее интересов.
В древности элементы патриотизма возникали как осознание родовых связей, обрядов, обычаев [10].
Слово "патриотизм" (от "patris") - греческого происхождения, в переводе означает "родина, отечество". Впервые оно появилось в период Великой Французской революции (1789-1793г.). Патриотами называли себя борцы за народ, защитники республики.
В психологическом словаре патриотическое воспитание рассматривается как воспитание, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность, гордость за ее прошлое и настоящее стремление защищать интересы Родины. Это определение актуализирует психологическую роль патриотического воспитания, поскольку именно через активную деятельность человека в интересах общества раскрываются его настоящие чувства [5, с. 358].
В "Большой советской энциклопедии" дается такое толкование: "Патриотическое воспитание - это воспитание любви к отчизне, преданности, стремление своими делами служить ее интересам" [17 с. 282]. Основой этого толкования является эмоционально-чувственная сторона понятия, что проявляется через отношение человека к окружающему миру. Жизнь человека в обществе всегда связана с деятельностью, нормами поведения, взаимоотношениями между людьми.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет патриотизм как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу" [20, с. 223].
Современные ученые также занимаются определением понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание". Исследование проблемы патриотизма основывается на фундаментальных трудах в области этнопсихологии.
В современной психологической литературе выделяют минимум три разновидности патриотизма.
1. Этнический патриотизм, основанный на чувстве собственной причастности к своему народу, на любви к родному языку, культуре, к собственной истории и т.д. Этот термин впервые использовал известный ученый-психолог И. Кон, который писал, что "... этнопатриотизм связан с утверждением конкретизированных, упрощенных образов своего народа, как правило, наделенных положительными чертами" [16, с.189].
Более подробно рассматривает этнопатриотизм психолог Н.В. Ипполитова. Она определяет его как чувство внутренней духовной связи со своим народом, уважение "своих" этнических ценностей [12].
Этот патриотизм обусловлен природой как ощущение видового признака народа, является врожденным и развивается полноценно, если ребенок растет в национально-ориентированной семье, учится в русском детском саду, а затем в русской школе. При этом большое значение придается изучению истории русского народа, родного языка и литературы, русского искусства, народных обычаев, традиций.
2. Территориальный патриотизм базируется на любви к тому месту на земле (местности, ландшафту, климату и т.д.), где человек родился.
3. Государственный патриотизм основывается на окончательной цели нации - построении собственного государства, государственном самоопределении, государственном мировоззрении и государственном чувстве; это высший патриотизм, основанный на государственной идеологии и связанный с чувством гражданственности [17, с.115].
Таким образом, патриотические чувства являются эмоциональным аспектом национального государственного мировоззрения, что объединяет чувство принадлежности к Родине, ее истории, веру в будущее своего государства. Высшей формой патриотизма выступает чувство любви к Родине, готовность терпеть муки и даже идти на смерть ради нее.
Изучив большое количество философской, психолого-педагогической и социологической литературы сформулируем собственное обобщенное определение понятия "патриотизм".
Патриотическое воспитание - это воспитание, которое предполагает воспитание патриотических чувств, выработку высокого идеала служения народу, готовности в любое время встать на защиту Родины, изучать боевые традиции и героические страницы народа.
По мнению ученого Е.Т. Бородина патриотизм - это чувство [6], Ю.П. Кокарев считает его моральным качеством личности [13], И.С. Дуранов - частью мировоззрения и идейности [9], Г.В. Здерева - моральной ценностью [11]. Советская педагогическая наука, скованная догмами марксистко-ленинской идеологии, так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сущности патриотического воспитания.
Анализ литературы советского периода по проблемам патриотического воспитания показал, что объектом патриотических чувств была многонациональная и единая социалистическая родина. Иногда она подменялась родными местами, природой, а иногда в понятие Родины включались социалистическое государство, советский общественный и государственный строй, коммунистическая партия.
Среди классиков педагогической науки к проблемам патриотического воспитания обращались В.А. Кольцова, В.А. Соснин, А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая и другие выдающиеся ученые. В своих трудах и научных разработках они освещали актуальные для своего времени проблемы развития патриотических чувств как составной части национальной системы воспитания, выдвигали идею воспитания "сознательного" гражданина, патриота своей Родины.
Для того, чтобы подробнее рассмотреть понятие патриотическое воспитание предлагаем рассмотреть историю его возникновения.
История патриотического воспитания в России насчитывает не одно столетие и в разные периоды имело различную специфику. При этом корни ее оставались неизменным и традиционно были обусловлены борьбой и боями с внешними врагами. Именно "борьба" позволила действительно раскрыться патриотическому потенциалу русского народа.
Впервые идея патриотизма была официально сформирована и нашла свое отражение еще в документах и летописях IX века. При отсутствии единой системы государственного управления основной акцент в тот период делался на личной преданности воина своему князю, жене, рода и только потом - земле народной [6, с. 28]. Таким образом, на первый план выдвигалась субъективная сторона патриотического воспитания, так как сам патриотизм носил личностный, персонифицированный характер и только через отдельных, конкретных людей замыкался на "Родине".
С принятием на Руси христианства личностный патриотизм начинает трансформироваться и обогащаться религиозностью. Патриотическое воспитание приобретает новую составляющую - верность и преданность христианской вере. Понятие "вера" и "верность" начинают отождествляться. Патриотические идеалы удаляются от конкретных персон и приобретают общенациональное значение. В процессе формирования государственности патриотизм начинает приобретать государственный характер. Со временем патриотизм, верность и преданность Родине сводятся не только к сугубо индивидуально-нравственным, но и к правовым обязанностям гражданина. Патриотическая идея органично вписывается в военно-профессиональные обязанности, становится нормой поведения.
С установлением советской власти государственная политика в этой сфере приобретает тотальный характер. Основы патриотического воспитания начинают прививаться уже с младших классов, фактически с картинок букваря, куда включалась информация о революционных праздниках, о великих вождях, о героизме и подвигах детей на благо Родины [9, с. 56].
Активно способствовали этому процессу пионерская и комсомольская организации, главной целью которых были воспитания гражданина и патриота.
Существовала целая сеть различных объединений патриотической направленности, среди которых выделялись оборонительные общества страны - "ОСОАВИАХИМ" и "ДОСААФ", где действовало множество клубов и школ по подготовки молодежи (стрелковые, автомобильные, аэроклубы и др.). [13, с. 82].
Другим важным агентом военно-патриотического воспитания в СССР были военно-учебные заведения. Наиболее выдающиеся это - Нахимовские военные училища, в которых сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с подготовкой к службе в вооруженных силах [3, с. 177]. Дальнейшим назначением воспитанников было обучение в военных институтах и служба в офицерском звании.
В государстве существовала продуманная программа воспитания советского патриотизма, периодически обсуждалась на съездах КПСС и Ленинского комсомола. Стержнем такой программы был тезис о наличии врага, который готов посягнуть на жизнь советского государства. Такое положение имеет логическое объяснение. Исторически сложилось так, что Великая Отечественная война, а затем растущее политико-идеологическое противостояние СССР западным странам - период "холодной войны", способствовали тому, что патриотизм стал восприниматься как принцип противостояния какому-то образу "врага". А именно патриотическое воспитание стало строиться по принципу дихотомии, разделяющей окружающее общество на "своих" и "врагов" [26, с. 7].
В результате можем отметить, что военно-патриотическое воспитание в СССР официально рассматривалось как составная часть коммунистического воспитания, направленная на формирование у советских людей высоких морально-политических, боевых и психологических черт, необходимых для выполнения священного долга по защите Родины. Идейно-теоретической основой военно-патриотического воспитания был марксизм-ленинизм, произведения В. Ленина о защите социалистического Отечества. Если КПСС отводилась роль руководителя, то с помощью военно-патриотического воспитания определялись его задачи на разных этапах развития страны, направлялась и координировалась деятельность государственных и общественных организаций по их решению. Одновременно с этим военно-патриотическое воспитание было призвано воспитывать любовь к Родине, которая должна была быть основана на пролетарском интернационализме, верности революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, ответственность за укрепление обороноспособности страны, способствовать усвоению военно-технических знаний [14, с. 90].
Это свидетельствует о том, что в основе патриотизма в СССР была, прежде всего, советская идеология, которая скрепляла различные этносы в социальную и интернациональную общность - советский народ. Как только она исчезла, то перестала существовать и сама эта общность.
У всех народов, входивших в состав республик бывшего СССР, была своя Родина. Пока была идея, в которую они верили, у них была единственная Родина - СССР. Когда наступило разочарование, то патриотическое сознание стало неуклонно деградировать, и в итоге свелось к одному эмоционально-чувственному уровню. В условиях сильной этнической разнородности населения Советского Союза это означало, что такой патриотизм будет неявно способствовать дезинтеграции общества, перерождаясь в отдельных случаях в национализм.
Поэтому, с нашей очки зрения, патриотизм следует рассматривать не только как любовь к Родине, как сильное человеческое чувство, но и как еще высшее проявление идейности и политического сознания.
Связь гражданственности и патриотизма в советском воспитательном процессе наблюдалась в таких направлениях:
- нравственное воспитание как система овладения нормативными правилами поведения и отношений, присущих воспитанию патриотизма и гражданственности;
- формирование идейно-политической направленности личности, связанной с политикой государства и господствующей идеологией в обществе;
- процесс воспитания носил целостный характер, поэтому единство нравственной, патриотической, интернациональной, гражданской сторон, их взаимосвязь выступает как естественное явление [26, с. 29].
В результате, становление сознательного патриота связано с соответствующими чувствами, убеждениями и действиями, что напрямую зависит от наложенных на национальное сознание определенных отпечатков.
Национальное сознание - глубинное осознание своей этнической принадлежности и своеобразия исторической судьбы, неотъемлемый атрибут каждой нации. Оно свидетельствует о зрелости народа как самовольного субъекта исторического процесса, является показателем нравственного здоровья, духовного и интеллектуального потенциалов личности.
Национальное сознание включает:
- любовь к Родине, исторического и самобытного образа своего народа;
- веру в духовную силу народа;
- силу воли, ответственность за то, чтобы народ занял почетное место в цивилизованном мире;
- умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа, нации;
- готовность сознательно служить интересам Отечества [14, с. 90].
Решить проблему формирования истинного национального самосознания возможно только в связи с духовным пониманием Родины. Потому что "Отечество - это дух народа во всех его проявлениях и творениях, а национальность означает своеобразие этого духа" [18, с. 210].
А.В. Сухарев выделяет три этапа развития патриотического сознания человека:
1. Этап раннего этнически-территориального самосознания является основой, фундаментом патриотического воспитания. Он приходится на дошкольный и младший школьный возраст. На этом этапе формируется чувство патриотизма;
2. Этап национально-политического самосознания, приходится на подростковый возраст, когда ребенок из лона семьи и школы переходит в общественную среду. На этом этапе происходит присоединение юношества к различных детских и молодежных общественных, политических организаций и объединений, которые в состоянии помочь воспитать сегодняшнего школьника завтрашнего гражданина;
3. Этап государственно-патриотического самосознания, когда понятие "национального" выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Характерными чертами данного этапа проявление любви, уважения к своему государству как главной цели нации [23, с. 36].
Таким образом, успешное прохождение данных этапов свидетельствует о гражданско-патриотической зрелости человека.
Патриотическое становление индивида, подчеркивает Л.С. Рубинштейн, происходит как двуединый процесс:
- на психологическом уровне это формирование представлений, чувств, привычек, настроений и стремлений;
- на идеологическом - формирование патриотического сознания, идей, взглядов и убеждений [22, с. 224].
Главная функция патриотических чувств состоит в положительном отношении к своему народу, Родине, субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом - народ, Родина [25, с. 10].
В философско-гуманитарных науках выделяется внешняя структура патриотизма:
- патриотические чувства;
- национальное достоинство человека;
- потребность в удовлетворении национальных интересов;
- патриотическое сознание на основе национального сознания, понимания своей гражданской роли в обществе;
- национальный такт, толерантное отношение к людям других национальностей;
- потребность в накоплении, сохранении и передаче национальных культурных ценностей;
- готовность к патриотической деятельности [19, с. 30].
Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:
- первый, поверхностный, - естественная любовь к своему народу как к большой семье, любовь к родному слову, родной природе;
- второй - это ощущение патриотизма умом, осознание долга перед народом, готовность встать на защиту его интересов;
- третий - это переплетение любви к родному, близкому с осознанием своего долга перед народом, это стремление, готовность служить Родине [8, с.10].
Структуру патриотических чувств можно представить через отношение:
- к себе: национальное самосознание, честь, достоинство, искренность, доброта, терпение, честность, порядочность;
- к людям: толерантность, национальный такт, милосердие, благородство, справедливость, гостеприимство, открытость, щедрость, готовность помочь, осознание своей принадлежности к своему народу как его представителю, ответственность перед своей нацией;
- к Родине: гражданская ответственность, верность, готовность стать на защиту, желание работать для развития страны, повышать международный авторитет, уважение к Конституции и законам государства, гордость за успехи государства, боль за неудачи, общественная активность и инициативность;
- к национальным ценностям: владение русским языком, желание и потребность в накоплении, сохранении и передачи семейных и национальных обычаев, традиций, обрядов, бережное отношение к национальным богатствам, к родной природе, содействие развитию духовной жизни российского народа; уважительное отношение к национальным и государственным символам, чувство заботливого хозяина своей земли.
В результате проведения анализа, можем сформулировать следующее определение патриотизма:
Патриотизм - является базовой составляющей национального сознания личности, выражающейся в чувстве преданности, любви и гордости к своей Родине, Отечеству, истории и культуре Родного края, в чувстве любви к нации и принадлежности к ней.
Можно выделить следующие этапы формирования патриотического самосознания личности:
- осознание норм, выработанных обществом, чтобы вести себя правильно, установить определенные критерии поведения;
- формирование позитивного отношения гражданина к нормам и правилам, которые предлагаются страной для создания единого патриотического сообщества.
- формирование взглядов, убеждений. Формирование взглядов - это этап восприятия, усвоения и преобразования усвоенных норм на личное достояние, потенциальная готовность к действию. Убеждение - это взгляды, основанные на определенных принципах, которыми человек руководствуется в жизни. Для формирования убеждения необходимо создавать ситуации, которые "требуют проявления позиций действия, тренировки с целью осуществления правильных действий" [11, с. 247];
- формирование общей направленности личности. В результате деятельности, в ходе повторений формируются привычки поведения, которые становятся нормой. Система действий, поступков постепенно переходит в черту характера, становится свойством личности.
"Чувство патриотизма, - отмечает Е.В. Здерева, - легче пробудить, если обратить внимание на реальные изменения, происходящие в семье, родной деревне, городе. Итак, только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели могут подвести ученика к действию" [10, с. 247];
Таким образом, необходимо, чтобы человек не только понимал и осмысливал то, о чем ему рассказывают, что предлагают выполнить, но и проявлял при этом чувства.
Психолог А.В. Сухарев утверждает, что развитие патриотических чувств, происходит в процессе специального воздействия на эмоциональную сферу человека [23, с. 312]. В патриотических чувствах отражается отношение личности к своему государству, его прошлому, будущему и настоящему.
Составляющими патриотических чувств являются:
- чувство принадлежности к своему государству и его народу;
- чувство гордости за успехи государства, боль за неудачи;
- уважение к истории, культуре, традициям, верованиям, менталитету;
- увлечение героическими подвигами прошлого и современности;
- любовь к родной природе;
- почитание родного языка, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
- ностальгия при разлуке с Родиной;
- неприязнь ко всему "антирусскому";
- чувство национального достоинства.
Патриотические чувства не должны быть созерцательными, ограничиваться пассивными реакциями любования и предпочтения. В идеале, как отмечает И.В. Кольцова, "они направляются на выполнение сверхзадачи - поднять страну до уровня высокоразвитых мировых держав, что требует активного творчества всего российского населения. В нынешних условиях эмоциональное начало патриотизма проявляется, прежде всего, в мужестве, решимости, готовности граждан отстаивать независимость своего государства всеми возможными средствами" [14, с. 92].
Как свидетельствует исторический опыт, патриотические чувства, особенно обостряясь в сложных, экстремальных, судьбоносных для Родины ситуациях, объединяют людей, побуждают ставить общественное выше личного, уменьшают жизненный эгоизм.
Патриотические убеждения включают в себя знания, соединенные с искренней уверенностью в их истинности. Необходимость развития патриотических убеждений у детей подчеркивает В.М. Хаустов, чтобы "они могли защищать все, что они считают истинным и добрым, честным" [25, с. 276]. Цель убеждений заключается в подведении человека не только к пониманию определенных положений патриотических чувств, но и к внутреннему их восприятию.
К патриотическим убеждениям относятся:
- признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
- вера в будущее процветание России и российского народа;
- вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа;
- вера в несокрушимость, силу, стойкость, силу и справедливость государства.
В формировании патриотических убеждений важную роль играет политическое и идеологическое мышление. Ученые отмечают, что с помощью политического мышления раскрывается государственное содержание различных событий внутренней жизни государства [0, с. 81].
Настоящий патриот не может жить полноценной жизнью, быть счастливым без труда на благо своей страны, без борьбы за лучшую жизнь. В.В. Гаврилюк отмечает, что "человек, чтобы быть счастливым, должен знать, зачем жить, для чего жить, за что умереть [8, с. 150].
Поэтому помимо чувств и убеждений, важным аспектом является патриотическая деятельность, которая включает: осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе; сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; соблюдение выработанных народом моральных норм и правил, законов государства; знание символов своей Родины; деятельность, направленная на утверждение государственности своего народа, укрепление принадлежности своего государства и готовность ее отстаивать; знание истории своего рода, народа, привязанность к родным местам; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Таким, образом, можем сделать вывод, что патриотизм - это чувство, возникающее у человека при отождествлении себя с определенной национальной и территориальной общностью. Чувства патриотизма отличается такими проявлениями эмоций и чувств как: переживание за дальнейшую судьбу народа (государства), гордость за определенные достижения представителей данной общности, с которой отождествляет себя индивид, чувство долга перед Отечеством.
Формирование патриотизма - это процесс, имеющий лишь относительную завершенность на каждом своем этапе. С возрастом этот процесс лишь видоизменяется в том смысле, что в нем все большую роль начинают играть уже сформированные черты, установки, ориентации человека, а влияние новых жизненных ситуаций, новых идей неизбежно преломляется через грани уже сложившейся личности [6, с. 348].
Таким образом, политические преобразования, которые происходят в современной России, необходимость гуманистической направленности общественного развития, изменение идеологических ориентиров, преобразования в экономической жизни, внедрение рыночных механизмов требуют формирования свободной, активной и, главное, творческой личности, способной не только правильно сориентироваться в новых условиях, достичь полной реализации собственных способностей и возможностей, но и осуществить целенаправленные преобразования окружающей действительности в пользу всего российского общества.

Список использованных источников

1. Андреев Э.M. Культура патриотизма и консолидация общества / Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. - М:РВДИСГЖ РАН, 2004.-112 с.
2. Антонович И.И. Геополитические вызовы России и миропорядок XXI века. - М.: Макс-Пресс, 2007. - 548 с.
3. Бегунов Ю.К. Российское общество: прошлое и настоящее. - М.: Яуза, 2006. - 672 с.
4. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 830 с.
6. Бородин Е. Т. Русская идея есть идея русского патриотизма // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - 286 с.
7. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД "Авторское перо", 2006. - 172 с.
8. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодёжи // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - 253 с.
9. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2012. - №1 - с. 55-58.
10. Здерева Е.В. Патриотизм и его развитие / Г.В. Здерева. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 532 с.
11. Здерева Г.В. Патриотическое воспитание молодежи / Г.В. Здерева. - Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. - 357 с.
12. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис... докт. пед наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелГУ, 2010. - 22 с.
13. Кокарев Ю. П. Воспитание патриотизма и гражданственности в молодежной среде // Профессионал. - 2007. - №3. - 221с.
14. Кольцова В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российской обществе / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2011. - Т. 26. - № 4. - с. 89-97.
15. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. №4. С. 89 - 98.
16. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
17. Кузнецова, А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции / А.В. Кузнецова. - М., 2008. - 160 с.
18. Кузнецова А.В. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности / А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая. - M.: 2005. - 328 с.
19. Курикалов Ю.М. Российская идеология. Новейшая история и светлое будущее / Ю.М. Курикалов // Посев. - М., 2012. - №9. - с. 29-34.
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4. изд., доп. - М.: Азбуковник, 2005. - 944 с.
21. Пелевина Т.В. Роль психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи, 2005. - 121 c.
22. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
23. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии / А.В. Сухарев. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 576 с.
24. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и выражений / РАНИ рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., допол. - М.: ООО "ИТИ ТЕХНОЛОГИИ", 2009. - 896 с.
25. Хаустов В. М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - 483с.
26. Шаравин А. Нет будущего без патриотизма настоящего / А. Шаравин, А. Храмчихин // Отечественные записки, 2007. - №5. - 382 с.

 
 
Rambler's Top100