РЕКЛАМА

 

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами народной культуры


1.2. Содержание формирования эстетического вкуса младших школьников на современном этапе.

На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену - младшей школе, задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует постоянного совершенствования его содержания, форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.
Школьная дидактика заняла ведущее место в науке и практике воспитания в современных школах.
Так, на занятиях по музыкальному воспитанию школьные работники учат детей понимать красоту музыкального искусства. Во время слушания музыки они объясняют школьникам ее содержание, обращают внимание на ее характер. С целью поощрения детей к слушанию музыкального материала музыкальные руководители проводят игры-загадки.
Для проведения занятий по изобразительной деятельности учителя обогащали представления детей об окружающих предметах. Вместе с тем школьные работники не ограничивали детей лишь осмотром предметов, но и пытались формировать у них умение внимательно и последовательно обследовать изобразительные предметы, учить выделять их характерные черты. Именно совершенствование способности анализаторов к различению они считают одним из главных условий эстетического воспитания. Улучшению качества детских работ способствует также применение элементов обучения путем показа приемов лепки, рисования, использование объяснений и упражнений [ ].
Во время занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром учителя обращают внимание на отчетливую, ясную декламацию стихов детьми. Примером выразительности служит выразительность и эмоциональность чтения художественных произведений. Рассказы, сказки и стихи, которые изучаются с детьми во время занятий, находят в дальнейшем свое отражение в детских творческих играх, драматизации, в изобразительной деятельности. Видное место отводится также обучению детей младшего школьного возраста сочинению различных загадок с целью их творческого развития [ ].
Учебно-воспитательный процесс в школах активизировался и благодаря разнообразности построения занятий. Экспериментальные исследования и лучший практический опыт доказали, что, кроме испытанной традиционной структуры занятий, возможно использование новых типов, таких, как тематические и комплексные. Так, основой тематических занятий считается главная тема, решение которой предусматривается различными путями и средствами. Во время комплексных - сочетались все виды художественной деятельности - художественно-речевая, музыкальная, изобразительная, танцевальная. Комплексные занятия объединялись определенной темой и одной задачей, которая заключается в ознакомлении детей с соответствующими художественными образами, жанрами произведений или средствами выразительности (форма, композиция, ритм и т.д.). Отметим, что основой всех занятий считается обязательное создание атмосферы положительных эмоций, в которой ребенок может радостно и непринужденно работать без труда.
На успешное решение задач эстетического воспитания детей направляется также и надлежащее оснащение школьных учреждений современными учебными пособиями, картинами, игрушками и целенаправленное и систематическое использование их в педагогическом процессе. Учитывая то, что школьникам присущи конкретность, образность и наглядность мышления, от воспитателей требуется умелое использование разнообразного наглядного материала. Наглядный учебно-воспитательный процесс в школах предусматривает также и осуществление непосредственного ознакомления с окружающим миром. С целью обогащения эстетического восприятия детей, их чувственного опыта, представлений и знаний об окружающей среде особую роль школьные работники отводят обучению детей наблюдению. Формируя в них яркие и одновременно правильные представления о различных объектах и явлениях природы, в ходе наблюдения учителя активно используют разнообразные приемы: вопросы, объяснения, рассказы, сравнение, художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, пословицы, песни и т.д.). [ ].
Не меньшее значение для ознакомления детей с окружающей жизнью, природой, искусством, приобрело проведение экскурсий, которые устраивались в леса, парки, скверы, зоопарки, в оранжерею, фруктовый сад, на луга, к водоемам, в театры, художественные музеи, картинные галереи, на выставки.
Во время экскурсий в разные времена года школьные работники воспитывают у детей любовь к природе, к родному краю, знакомят их с эстетическими ценностями посещаемых мест. Например, обращают их внимание на новые цветы на клумбе, расположение ветвей на деревьях, на красоту неба на закате, предлагают полюбоваться красивыми пейзажами: инеем, снегопадом, ледоходом т.п. Все наблюдения дети зарисовывают на отдельных листках бумаги и отмечают в календаре природы. Также весной и летом школьники приносят из леса и парков много цветов (фиалок, подснежников и др.) и высаживают их, а также разнообразный природный материал (шишки, желуди, каштаны, улитки, камни, кору деревьев и др.). С целью более полного раскрытия красоты родной природы учителя во время экскурсий используют художественные произведения, учат с детьми стихи.
Экскурсии в художественные музеи и выставки осуществляются последовательно. Так, первая часть занятия направлена на объяснение детям общественных значений событий, которым посвящена выставка, определению содержания и выразительных достоинств конкретных произведений. Во второй части проводится детальный анализ одного-двух произведений. Заключительная часть занятия посвящается самостоятельному осмотру выставки.
Интересным, на наш взгляд, является и тот факт, что используются также в рамках школы экскурсии-обзоры или "местные экскурсии". Цель таких занятий заключается в детальном ознакомлении детей с отдельными предметами. Особенно полезными такие экскурсии считаются для младших школьников. Заметим, что во время экскурсий-обзоров применяются такие приемы, как: показ, объяснения, вопросы, сравнения, беседы.
Однако ограниченность в возможностях показа школьникам всего разнообразия вызвала необходимость в использовании дидактических пособий, натуральных объектов, иллюстраций, различных карточек, игрушек, диапозитивов, диафильмов с целью наглядного ознакомления с предметами и их признаками. Наглядное оборудование использовалось в различных целях и на разных этапах педагогического процесса: при объяснении нового материала и при закреплении его, при повторении изученного и в ходе проверки знаний детей [ ].
Также с каждым годом с участием деятелей искусств, педагогов создавалось все больше художественных произведений для детей, выпускались диафильмы и кинофильмы, позже - фильмы на цифровых носителях, улучшались и разнообразились игрушки, что, безусловно, обогащало материал для осуществления эстетического воспитания школьников. Специально созданный наглядно-дидактический материал широко используется воспитателями школьных учреждений и способствует правильной организации усвоения детьми программы (ознакомление с окружающим миром, обогащение и активизация словаря, обучение рассказу, рисованию, лепке, аппликации).
Особое внимание школьных работников сосредоточено на важности сочетания непосредственного восприятия ребенком предмета или явления со словом воспитателя. Опираясь на учение И. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем (познание ребенком того или иного предмета через живое созерцание и с помощью слова), педагоги доказывали неправильность теории невмешательства в процесс восприятия ребенком художественного образа, отмечали большое значение объяснений для раскрытия того или иного образа. Считается, что использование словесного объяснения, эпитетов, сравнений, способствует глубокому пониманию школьниками художественного произведения, формированию представлений о его свойствах, приобретению умений различать основные средства выразительности и сопоставлять отдельные стороны действительности с художественным образом, который отражает эту действительность. Таким образом, использование разнообразного наглядного материала в сочетании со словесными пояснениями воспитателя заняло ведущее место в процессе формирования у школьников художественно-эстетической культуры, воспитания у них эстетических вкусов, чувств, потребностей и развития их творческих способностей [ ].
Значительную роль в эстетическом воспитании детей играют игровая и самостоятельная детская художественная деятельность. Особое значение игры для развития эстетических чувств у школьников учителя видят в непременном сопровождении ее положительным эмоциональным состоянием. Значительное внимание направляется на создание условий для воспроизводства детьми собственного отношения к окружающему миру, формирование у них игровых умений, развитие творческих способностей, фантазии и обучение общения друг с другом. Основными принципиальными положениями организации детской игровой деятельности школьные работники считают обязательный учет возрастных особенностей школьников и ограничение чрезмерного морализаторства и дидактизма.
Следует отметить, что игровую деятельность учителя проводили в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности, поскольку она представляет широкие возможности для закрепления детьми полученных на занятиях знаний и умений. Особое внимание в этом процессе уделялось ознакомлению школьников с окружающим миром. Считается, что систематическое расширение представлений детей о труде, взаимоотношениях людей, общественных явлениях и природе способствует обогащению содержания их игровой деятельности.
Важнейшей и сложной задачей эстетического воспитания в процессе игровой деятельности учителя считают обучение ребенка с раннего возраста восприятию красоты человеческих отношений и формированию умений общения с взрослыми и сверстниками. Большие возможности для этого открывала сюжетно-ролевая игра, в процессе которой учителя учат детей правильно и внимательно относиться к успехам и неудачам других участников, направляют их к избежание конфликтных ситуаций и оказывают помощь. При проведении дидактических и настольных игр с целью эстетического развития школьников учителя привлекали их к сравнению отдельных предметов, нахождению в них общего (гармонии, красок, ритма) и того, чем они отличаются. Например, в процессе преподавания мозаики особое внимание воспитателей акцентировалось на важности использования элементов народного орнамента, которые дети наблюдали на одежде, полотенцах, посуде, коврах, шкатулках и т.д. Общие игровые интересы и эстетические переживания направлялись на объединение школьников, формирование в коллективе дружеских взаимоотношений и развитие у них творческих способностей [ ].
Назначение самостоятельной художественной деятельности состояло в выявлении потенциальных возможностей школьников в каком-либо из видов доступной им деятельности и создании условий для развития у них творческих способностей. На развитие самостоятельной художественной деятельности влияли такие факторы, как: проведение занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке, устройство праздников и развлечений, обеспечение соответствующим оборудованием, установление тесных контактов с семьей, использование косвенных приемов руководства.
При этом особое внимание воспитателей в школах направляется на определение и оформление мест для зон самостоятельной детской деятельности и подбор оборудования в соответствии с ее видом и возрастом детей.
Наибольшей по размеру и насыщенности материалами считается зона изобразительной деятельности, с соответствующим оборудованием для рисования, лепки, аппликации, изготовления различных поделок. Считается, что использование широкого ассортимента материалов обогащает художественную деятельность школьников, побуждает их к творческому использованию. Так, например, начиная со второго класса, кроме гуаши, акварели, пластилина и бумаги разного цвета и формата, рекомендуется иметь темперу, тушь, цветную пастель, лоскутки ткани, синтетическую пленку, кожу, керамическую глину и пр. Также для оборудования зоны изобразительной деятельности используются репродукции картин, художественные открытки, образцы произведений народно-прикладного искусства и детские работы [ ].
К основным требованиям оформления зоны музыкальной деятельности относят наличие в каждой группе портретов известных композиторов, фотоснимков музыкальных занятий, иллюстраций по сюжетам знакомых песен, проигрывателя, дисков и музыкально-дидактических игр по возрасту школьников. Вместе с этим необходимо обеспечение детей незначительным количеством детских музыкальных инструментов. Так, например, в первом классе - это бубны, треугольники, металлофоны, со второго класса добавляются игрушечные синтезаторы, аккордеон и струнные - балалайка, гитара.
При оборудовании театрализовано-игровой зоны необходимым считается обязательный учет различных видов театра и соответственно этому подбор праздничных костюмов, их элементов и деталей праздничного оформления. Учитывая то, что в 3-4 классе театрализованная деятельность детей охватывает все виды художественной деятельности: речевую - подбор темы, воспроизведение содержания, изобразительную - оформление места действия и персонажей, музыкальную - исполнение песен, танцы, игра на музыкальных инструментах, то организация работы со школьниками предусматривает использования материалов и других зон.
В зоне художественно-речевой деятельности учителя выставляют книги с яркими иллюстрациями, книжки-ширмочки, подборки иллюстраций к художественным произведениям, открытки и т.п. Целесообразным считается наличие языковых игр со сказочными сюжетами, плоскостных и пальчиковых театров. Экспозиция зоны художественно-речевой деятельности должна характеризоваться динамичностью и изменяться соответственно содержанию задач художественно-речевого воспитания и возрастных особенностей школьников.
Самостоятельной художественной деятельностью школьники занимаются и на игровых площадках. Дети рисовали на асфальте цветными мелками, делали мозаику из керамической плитки, изображение из камней, сучков и веток растений, лепили из глины, строили сооружения из песка, занимались папье-маше, плетением из соломки, зимой - создавали скульптуры из снега, используя цветной лед для украшения. Итак, отметим, что повышение эффективности самостоятельной художественной деятельности детей в значительной степени зависит именно от особенности организации и ее оснащения.
Особое значение в учебно-воспитательном процессе школьных учреждений имеет коллективное выполнение различных задач. Основным условием, которое обеспечивает формирование коллективных отношений в процессе деятельности, считается общая цель. Этим и объясняется установление отношений между детьми, активность, взаимодействие во время поисков сюжета, планирования, обсуждения и осуществления запланированного [ ].
Стоит отметить, что особое значение в школах уделялось окраске помещения и соответствующему подбору оборудования. При окраске стен в комнатах различного назначения следуетизбегать однообразия, яркости и одновременно выдерживать цветовую гамму теплых тонов. Необходимым считается и учет освещенности каждого помещения.
Мебель в группах подбирается с учетом ростовых показателей детей, удобства в пользовании и эстетичности формы. Ее размещение должно быть удобным и рациональным с целью освобождения большей части помещения для детской самостоятельной деятельности. Важно подчеркнуть, что акцент делается на том, чтобы в комнатах не было ни одной вещи без мотивированной педагогической целесообразности.
Видное место в оформлении школы отводится произведениям искусства, которые не только украшают помещения, но и способствуют художественному воспитанию детей, формированию у них эстетического вкуса. При этом требуется, чтобы экспонаты были высокохудожественными и доступными по содержанию для детей каждой возрастной группы. Расположение их связывается с общим оформлением интерьера, гармонией цветов и возможностями пространства [ ].
Особое значение в этом процессе придается произведениям живописи. Их использование в процессе оборудования помещения предусматривает формирование у детей активности во время ознакомления с ними. Воспитателям необходимо не только обращать внимание школьников на живописность пейзажей, композицию произведения, но и учить давать определение действиям, характерным деталям, признакам предметов, выразительности образов, важных для раскрытия основного содержания картины, пониманию значения цвета в передаче настроения, сравнению изображенного на картинке с увиденным в жизни. Считается, что описание детьми картин способствовует эмоциональному пониманию, приобретению умений использования художественного слова и образных выражений [ ].
На развитие творческого воображения, формирование умений воспроизводить образ, фантазировать направлены также в школах и игры-драматизации, к работе над которыми привлекалась вся группа. Яркое, эмоциональное восприятие детьми образа, исполнение роли определенного персонажа сказки на более высоком уровне обеспечивалось предварительной подготовкой. Большого внимания потребовало решение вопросов художественного оформления сказки и соответствующего подбора костюмов для детей.
Значительная роль в процессе эстетического воспитания отводится и театру: кукольному, теневому, настольному, пальчиковому, которые захватывают детей своей необычностью, яркостью, красочностью, динамикой. Активизация школьников во время представления обеспечивалась коллективным исполнением песен, отгадыванием загадок и ответами на вопросы ведущего и кукол. Учителя не только показывают детям спектакли по сюжетам различных сказок, но и привлекают их к непосредственному участию в театре, учат их изображать персонажи. В показе кукольного театра в школах участвуют и школьники.
Организация и проведение праздничных утренников считается неотъемлемой составной частью и результатом всей предыдущей плановой воспитательной работы со школьниками. Учитывая то, что у детей первоначальные эстетические эмоции, связанные с искусством, возникают только в условиях надлежащего художественного оснащения и зависят от качества их выступлений, учителя тщательно готовятся к проведению праздника. Они стремятся к тому, чтобы музыкальный, литературный материал, выступления детей и взрослых, оформление помещения и костюмов - все производило хорошее впечатление и было высокохудожественным, содержательным, ярким и увлекательным. Также в процессе подготовки к празднику школьники привлекаются к украшению школы вместе с взрослыми, к изготовлению подарков.
Расширению детских представлений, эстетического мировоззрения, развития творчества, художественного вкуса, формированию патриотических чувств у детей будет способствовать создание в групповых комнатах школьных учреждений уголков в стиле народного искусства. В средних группах такие уголки следует обустраивать разнообразными керамическими изделиями; в 3-4 классах, кроме этого, следует добавлять вышитые скатерти, салфетки, полотенца, тарелки с декоративной росписью, наборы цветных открыток с репродукциями произведений народных умельцев. Вместе с тем в оформлении этих уголков следует использовать коврики, посуду с национальным орнаментом, народные игрушки, куклы в национальных костюмах. В соответствии с этим, учителя должны быть знакомы с традициями народного искусства родного края, в частности с наиболее распространенными промыслами, именами мастеров области, городов, села. При осмотре произведений декоративного искусства внимание детей следует направлять на определение места изготовления предметов (город или село), вид народного искусства, предметы, которые изготавливают мастера этого вида, материал, из которого их изготавливают; рассмотрение узора (элементы, на что они похожи, их форма, цвет, сочетание, размещение) и выделение характерных цветов росписи, привлекая воспитанников к беседе, анализу и сравнению [ ].
Значительное внимание необходимо уделить вопросу обогащения игровой деятельности детей младшего школьного возраста народными игрушками. Для этого целесообразно использование опыт прошлых лет, когда педагоги-практики разыскивали мастеров, посещали ярмарки изделий народных промыслов, собственноручно изготовляли игрушки, традиционные для региона, привлекали к этому детей и их родителей.
Зону музыкальной деятельности следует украшать портретами известных композиторов, фотографиями музыкальных занятий, иллюстрациями по сюжетам знакомых песен.
Для оборудования театрализовано-игровой зоны необходимо создавать разные виды театров и, согласно этому подбирать праздничные костюмы, их элементы и детали праздничного оформления.
В оформлении интерьера школ целесообразно использовать также икебану. Цветочные композиции необходимо составлять с учетом времени года не только из цветов, но и из трав, веточек, плодов, коры и т.д. Непосредственное общение детей с красочным растительным миром должно способствовать формированию у них умений замечать красивое в любом природном материале, возбуждению детской любознательности, обогащению их яркими впечатлениями [ ].
Не утратила своей актуальности и сегодня работа школьных работников в направлении обогащения эстетического восприятия детей, их чувственного опыта, представлений и знаний об окружающей среде. С этой целью учителя организуют в учебно-воспитательном процессе школьных учреждений разнообразные наблюдения.
Положительной оценки и дальнейшего использования требует опыт прошлых лет, когда на территориях школ высаживали цветы, разбивали детские огороды, на которых дети под руководством воспитателей ухаживали за растениями, наблюдали за их ростом и цветением, любовались их красотой, выращивали овощи (морковь, свекла, картофель, кукуруза, помидоры, горох, редис и др.). Вместе с тем в помещениях детских школьных учреждений необходимо создавать уголки природы, в которых школьники могут заниматься рыбками, птицами и мелкими животными, заготовлять и выращивать для них пищу, сажать разнообразные цветы (сирень, подснежники, фиалки, хризантемы, астры, бальзамины), ветви фруктовых, декоративных деревьев и кустарников. Все это будет способствовать формированию у школьников эстетического отношения к труду в природе.
При этом следует отметить, что в некоторых школ были базы отдыха, на которых дети летом отдыхали, оздоровлялись и занимались собственным "хозяйством" (наблюдали и следили за цыплятами, кроликами, голубями, белочками и т.п.), что является очень интересным и полезным для современной работы в школах [ ].
Кроме этого, необходимо соблюдать экологический подход в процессе эстетического восприятия детьми природной среды. Деятельность воспитателей должна быть направлена на формирование у школьников умений оценивать природные объекты. Основным критерием оценки растений является объективно существующая красота, выраженная в сохраненном цвете, форме, гармонии. Однако растительный мир вследствие неправильного природопользования возникает не всегда в идеальной форме. Поэтому при оценке школьниками растений, ландшафтов следует обращать их внимание и на повреждения, учитывать реальное состояние природной среды в сочетании с животным миром. Определение состояния природной среды в процессе формирования у детей умений эстетического оценивания объекта будет побуждать их оберегать деревья, сохранять красоту и равновесие в природе.
Целесообразным также является использование опыта создания в школьных учреждениях столярных мастерских, в которых дети младшего школьного возраста вместе с воспитателями из готовых частей производят игрушки из дерева, кукольную мебель, настольный строительный материал и раскрашивают его. Рекомендуется также привлекать школьников к шитью и вышиванию салфеточек, скатертей, полотенец, созданию игрушек-самоделок, вырезанию и раскрашиванию кукольной одежды из бумаги и т. п.
Учитывая, что в большинстве случаев современные школьные учреждения приглашают для проведения праздников и развлечений актеров, тем самым лишая детей возможности активно участвовать в мероприятиях, актуальным становится возвращение традиций прошлых лет.
Существенную помощь в организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста должны предоставлять и средства массовой коммуникации - радио, кино, телевидение. Интересным для использования является опыт предыдущих лет, когда для школьников транслировались специальные музыкальные и литературные передачи, которые включались в формат занятий школ и использовались как часы развлечений во второй половине дня. В доходчивой форме детей знакомили с лучшими образцами мировой детской и современной литературы, с произведениями композиторов-классиков. Среди музыкальных радиопередач было немало таких, когда с помощью музыкальных звуков имитирующих окружающую природу, обогащали художественные представления школьников, учили их не только слушать, но и понимать несложные музыкальные произведения. При этом следует отметить, что прослушиванию или просмотру передачи должно обязательно предшествовать краткое вступительное слово воспитателя с объяснением того, что будет транслироваться и на что необходимо обратить внимание детей. Важным также является предоставление школьникам возможности по желанию подпевать знакомые песни. После окончания передачи стоит обменяться впечатлениями с детьми, объяснить непонятное им и поддержать в них хорошее настроение.
Вообще музыкальное искусство как весомое средство эстетического воспитания необходимо активно использовать в учебно-воспитательном процессе при изучении сказок, особенно, по сюжету которых написаны детские оперы или составлении инсценировки с музыкальным сопровождением, проведении бесед; рассматривании иллюстраций и бесед по ним; разучивании стихов; исправлении отдельных недостатков произношения, выработке четкости дикции детей; ознакомлении школьников с природой; работы детей в уголке природы, цветнике, уборке групповой комнаты; изобразительной деятельности школьников с целью обеспечения более полного восприятия детьми как изобразительного, так и музыкального искусства; утренней гимнастике; самостоятельной художественной деятельности детей (изобразительной, литературной, музыкальной, театрализованной); вечеров развлечений; сюжетно-ролевых игр в качестве иллюстраций к действиям или для воспроизведения в них впечатлений, полученных на музыкальных занятиях, праздничных утренниках, вечерах развлечений [ ] .
При этом значительную ценность для эстетического воспитания школьников должен представлять музыкальный фольклор, в котором доходчиво передаются сохраненные народом национальные культурные ценности.
Особое внимание следует уделить одной из самых важных и сложных задач эстетического воспитания, которая заключается в обучении детей с раннего возраста воспринимать красоту человеческих взаимоотношений и формировать умение общаться с взрослыми и сверстниками. Деятельность воспитателя должна быть направлена на овладение детьми навыками уважительного отношения к успехам и неудачам других, направленности их на избежание конфликтных ситуаций и оказание помощи друг другу.
Специального дальнейшего изучения требуют вопросы организации и планирования учебно-воспитательного процесса в школах. С целью предотвращения переутомления детей на занятиях целесообразно разработать такие программы эстетического воспитания в школах, которые бы основывались на принципах вариативности содержания, организации и методики воспитания и обучения. Важным является предоставление учителю возможности самостоятельно выбирать учебный материал, учитывая местные условия, возрастные особенности детей и их интерес к определенному виду деятельности, обеспечивать дифференцированный подход при подборе задач, переносить некоторые виды деятельности в повседневную жизнь, уменьшая таким образом нагрузку во время обязательных занятий.
Большое значение для успешной организации эстетического воспитания школьников имеет обмен опытом воспитательной работы между учителями не только в пределах своей страны, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Положительной оценки и дальнейшего творческого использования требует организация специальных кружков для учителей школ, в частности по изобразительному искусству, ритмической гимнастике, художественному слову и т.д. Целью таких кружков является эстетическое воспитание детей и вооружение их знаниями о новых формах, методах и приемах учебно-воспитательной деятельности. Результатом обучения должно быть накопление воспитателями нового ценного материала, который они смогут использовать в дальнейшей работе с детьми [ ].
Особую актуальность приобретает вопрос профориентационной работы в современных общеобразовательных школах. Целесообразным считаем внедрение в некоторых школах специальных профильных классов, целью которых является направление учащихся на дальнейшее обучение и работу в учебных заведениях.
Повышению качества эстетического воспитания детей может способствовать организация специальных выставок для учителей, во время которых будет освещаться опыт воспитательной работы школьных работников. Такие выставки должны демонстрировать различные печатные материалы (альбомы, доклады, рефераты, брошюры) и экспонаты (многоцветные рисунки, игрушки-самоделки из разных материалов, одежду кукол, дидактические материалы, видео- и аудиозаписи и т.п.), иллюстрировать передовой педагогический опыт эстетического воспитания школьников, а также знакомить учителей с выданной новой детской литературой, игрушками, удобной и красивой мебелью для детей. Проведение выставок позволит проследить за качеством учебно-воспитательной работы в школах и поможет усовершенствовать работу педагогических работников по содержанию и методике воспитания детей.
Учитывая то, что эстетическое воспитание школьников должно осуществляться, прежде всего, в семье, особое внимание педагогическим работникам необходимо сосредоточить на поиске соответствующих форм работы с родителями. С целью повышения ответственности родителей за правильное воспитание детей следует использовать опыт, который сложился во второй половине ХХ века. Основными формами пропаганды педагогических знаний были консультации, лектории, школы молодых родителей, школы матери, факультеты при университетах культуры, радиоуниверситеты, постоянно действующие и передвижные тематические выставки, беседы на предприятиях, конференции для родителей и т.д. Значительное внимание во время мероприятий уделялось вопросам эстетического воспитания школьников в семье, а именно: как красиво и удобно одевать ребенка, организовывать праздники, вечера развлечений, правильно подбирать игрушки, оформлять игровые уголки, приучать ребенка соблюдать чистоту и порядок дома и т.д. При этом особое значение придавалось тактическому и умелому выявлению творческих способностей детей и направленности их в надлежащее русло. Вместе с этим организовывались практические занятия, во время которых родители овладевали определенными навыками: учились делать елочные игрушки и игрушки-самоделки, разучивали песни, стихи и танцы. Школьные работники систематически выпускали бюллетени с ответами на вопросы родителей, организовывали работу библиотеки-передвижки, почтового ящика. На выставках демонстрировались детские работы, детская одежда и работали столы раскроя. Ценным также является опыт организации родительской общественности, участники которой помогали воспитателям в озеленении и эстетическом благоустройстве двора и участков школы, производили игрушки, наглядные пособия, атрибуты для творческих игр детей и т.д. [ ].
Таким образом, можно обобщить содержание эстетического воспитания детей на современном этапе:
- осуществление комплексного подхода к организации школьного образования, которым предусматривается установление тесной связи между эстетическим воспитанием и физическим, моральным, трудовым, умственным, национальным, основными видами деятельности детей, различными формами и методами;
- обогащение содержания эстетического воспитания школьников через ознакомление их с национальными традициями, обрядами, устным народным творчеством, бытом;
- повышение требований к художественному оформлению помещений учебно-воспитательных учреждений (использование икебаны в оформлении интерьера, создание специальных зон для осуществления самостоятельной детской художественной деятельности, осведомленность воспитателя в эстетических традициях родного народа, национальной культуре, обучение детей с раннего возраста восприятию красоты человеческих отношений и т.д.);
- разнообразие форм эстетического воспитания детей (активное проведение экскурсий, создание детских мастерских, цветников, уголков природы, привлечение школьников к непосредственному участию в праздниках, использование средств массовой коммуникации);
- соблюдение экологического подхода в процессе эстетического восприятия детьми природной среды с целью сохранения красоты и равновесия в природе (формирование у школьников умений оценивать природные объекты);
- использование музыкального искусства в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми;
- повышение эстетической образованности школьных работников (создание опорных школьных учреждений, налаживание связей со школами стран зарубежья, организация методических объединений музыкальных руководителей, семинаров, научно-практических конференций, педагогических чтений, кружков для воспитателей, центров по музыкальному воспитанию, хоровых коллективов музыкальных руководителей);
- организация выставок, посвященных освещению опыта эстетического воспитания школьников;
- проведение педагогической пропаганды среди родителей по вопросам эстетического воспитания детей.
Дальнейшее изучение и творческое использование опыта предыдущих лет значительно обогатит и улучшит процесс эстетического воспитания в школах и, таким образом, обеспечит развитие творческого потенциала подрастающего поколения и будет способствовать духовному и культурному его росту.

Литература

Наговицына Т.В. Формирование эстетического вкуса школьников на уроках технологии // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 117-119.
Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 93-96.
Леонтьева Т.В. Значение литературы в формировании эстетического вкуса подростков // Общественные науки. - 2011. - № 2. - С. 82-91.
Шлычкова Г.И. Теория методов управления эстетическим воспитанием. Научная организация музейных, мультимедийных, сценических, музыкальных и зрелищных экспозиций / Г. И. Шлычкова. - Иваново, 2007.
Борисова С.М. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте преемственности // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 4. - С. 317-320.
Городецкая Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию школьников в условиях дополнительного образования национального региона: монография / Ю. А. Городецкая; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Респ. Северная Осетия-Алания". - Владикавказ, 2009.
Наумова Н.Е. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования к эстетическому воспитанию младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. - № 1. - С. 365-368.
Кудрявцева М.Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - СПб, 2000.
Кахнович С.В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 69-74.
Федий О.А. Подготовка студентов педагогических институтов к эстетическому воспитанию детей 6-7 лет: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киев, 1996.
Михалева В.В. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2004.
Муромцева О.В. Использование межпредметных связей во внеучебной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников // Педагогика искусства. - 2007. - № 1. - С. 1-9.
Савина Г.В. Культурологический подход к эстетическому воспитанию при обучении биологии // Искусство и образование. - 2010. - № 4. - С. 107-114.
Ибрагимов Г.Г. Школа пения в музыкально-эстетическом воспитании школьников // Гуманитарные исследования. - 2009. - № 4. - С. 249-253.
Агадилова Г.В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 202-205.
Велиева Ш.Ш. Проблемы использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников младшего возраста // Педагогические науки. - 2008. - № 5. - С. 8-10.

 
 
Rambler's Top100